Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2019 № 3 Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2019.91.12.006
УДК: 378.1
ББК: 74.480.4
Е. И. Елизова ORCID
Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры филологии и социогуманитарных дисциплин, Шадринский государственный педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
М. В. Копырина ORCID
Доцент, доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры филологии и социогуманитарных дисциплин, Шадринский государственный педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
А. А. Миронова ORCID
Доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры русского языка и методики обучения русскому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ПО ПРОДВИЖЕНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА НА РЕГИОНАЛЬНОМ И МЕЖДУНАРОДНОМ УРОВНЯХ
Аннотация

Введение. В статье обоснована актуальность реализации проектной деятельности на базе педагогического университета в условиях развития международных связей; представлен опыт проведения культурно-образовательных проектов по проблеме продвижения русского языка как языка образования и науки. Цель статьи – обосновать и раскрыть авторскую концепцию эффективной организации культурно-просветительских проектов в рамках международной деятельности педагогического университета.

Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной литературы, посвященной проблеме повышения привлекательности русского языка на рынке образовательных услуг, вопросам реализации проектной деятельности по популяризации русского языка в детской и молодежной среде, а также диагностические методики, включающие наблюдение, беседу, анкетирование, описание, тестирование, методы статистической обработки данных.

Результаты. Разработана инновационная функциональная культурно-образовательная модель, способствующая созданию условий для поддержки и дальнейшего развития проектной деятельности по продвижению русского языка в детской и молодежной среде с оптимальным использованием ресурсных возможностей педагогического университета; авторами представлена характеристика основных компонентов модели, работающих практик, включающих соответствующие проектные модули; выявлены и описаны эффективные методы формирования механизмов волонтерского движения в студенческой среде по привлечению внимания к изучению русского языка.

Обсуждение. Отмечается, что реализация эффективной проектной деятельности по продвижению русского языка достигается через соблюдение следующих основных принципов: прогностичности, последовательности, культурной адаптации, саморазвития. При этом учитывается специфика региональных и международных проектов, направленных на достижение профориентационных целей и повышение интереса детей и молодежи к грамотному владению русским языком посредством проведения международных дистанционных конкурсов, олимпиад для зарубежных школьников, студентов и работающей молодежи.

Заключение. Делается вывод о том, что разработанная инновационная функциональная культурно-образовательная модель международной проектной деятельности будет способствовать продвижению русского языка как языка образования и науки в России и за рубежом
.

Ключевые слова

проектная деятельность; экспорт образовательных услуг; дистанционная олимпиада по русскому языку и русскому языку как иностранному; дистанционный конкурс; иностранный студент; волонтерская деятельность по продвижению русского языка; культурно-просветительская экспедиция; языковая школа; интернационализация высшего образования; функциональная культурно-образовательная модель

Основные положения

–определены принципы и направления проектной деятельности педагогического университета в условиях развития международных связей и укрепления статуса русского языка;

– разработана функциональная культурно-образовательная модель, способствующая созданию условий для поддержки и дальнейшего развития международной деятельности по продвижению русского языка как языка образования и науки;

– представлены эффективные практики по организации культурно-просвети-тельских проектов с привлечением отечественных и иностранных студентов российских вузов.

Цитировать публикацию

Елизова, Е. И.  ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ПО ПРОДВИЖЕНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА НА РЕГИОНАЛЬНОМ И МЕЖДУНАРОДНОМ УРОВНЯХ [Текст] / Е. И. Елизова, М. В. Копырина, А. А. Миронова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2019. — №  3. — С. 77-93. — DOI: 10.25588/CSPU.2019.91.12.006.

Библиографический список
  1. О высшем и послевузовском профессиональном образовании: федеральный закон от 22.08.1996 N 125-ФЗ. Ст. 2, п. 1. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
  2. Пак В. Д., Нужина Н. И. Что такое проект? Определение и признаки [электронный ресурс] // Международный научно-исследовательский журнал. 2013. №8 (15) Часть 3. С. 133-134. URL: https: // research-journal.org/social/chto-takoe-proekt-opredelenie-i-priznaki/ (дата обращения: 15.09.2019).
  3. Елизова Е. И., Ипполитова Н. В. Использование дистанционных образовательных технологий в международных проектах педагогического университета // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия Образование. Педагогические науки. 2018. Том 10. № 10. С.51-58. DOI: 10.14529/ped180207.
  4. Андреев А. А. Непрерывное педагогическое и дистанционное образование [электронный ресурс] // Научно-культурологический журнал. 2005. № 20. С.14-22. URL http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?issueid=67&level1=main (дата обращения 10.09.2019).
  5. Хуторской А. В. Принципы обучения в системе А. С. Макаренко [Электронный ресурс] // Вестник Института образования человека. 2018. №1. С.13. http://eidos-institute.ru/journal/2018/100/.
  6. Bonk C. J., Lee M., Thomas H. Reynolds T. H. A Special Passage Through Asia
    E-Learning // International Journal on E-Learning. 2009. Vol.8. №4. P.439-445.
  7. Dave R. H. (ed) Foundations of lifelong education. Oxford, 1976. 328 p.
  8. Knapper K., Gropley A. Lifelong learning and higher education. –Wash., London: Croon Heln, 1985. 98 p.
  9. Bersin J. The Rise of the Social Enterprise: A New Paradigm for Business April 3, 2018. http://joshbersin.com/.
  10. Elizova E. I., Karataeva N. A. Pedagogical Potential of Russian Folk Tales in Formation of Cultural Identity of Preschool Children [Электронный ресурс] // Advances in Social Science, Education and Humanities Research. Proceedings of the Internation Conference on "Humanities and Social Sciences: Novations, Problems, Prospects" (HSSNPP 2019) https://www.atlantis-press.com/proceedings/hssnpp-19/125913386 DOI: https://doi.org/ 10.2991/ hssnpp-19.2019.35.
  11. Ивасенко А. Г. Управление проектами / А. Г. Ивасенко, Я. И. Никонова,
    М. В. Каркавин. Ростов-на-Дону : Феникс, 2009. 327 с. С.156-170.
  12. Бэгьюли Ф. Управление проектом: пер. с англ. / Ф. Бэгьюли. М.: Гранд ФАИР-ПРЕСС, 2002. 208 с. С.43-56.
  13. Фунтов В. Н. Основы управления проектами в компании. / В. Н. Фунтов – СПб.: Питер, 2011. 393 с.
  14. Карпухина Е. А. К анализу становления международных стратегических альянсов в российском высшем образовании (о применяемых моделях и об особенностях оргпроектирования) // Российский экономический журнал. 2006. №2. С.70-81.